|
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НООАДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - АООП НОО) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 12» (далее – Учреждение) - это общеобразовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
АООП НОО разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Стандарт).
Стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности.
Стандарт является основой объективной оценки качества образования обучающихся с ОВЗ и соответствия образовательной деятельности Учреждения установленным требованиям.
Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения НОО обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) и мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей по заключению ПМПК и заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
АООП НОО реализуется с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ - обеспечение выполнения требований Стандарта обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
В основу АООП НОО для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы.
Применение дифференцированного подхода предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования, и предоставление обучающимся возможности реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход в Учреждении основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием и строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения.
АООП НОО обучающихся с ОВЗ представляет собой общеобразовательную программу, адаптированную для обучения обучающихся с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО обучающихся с ОВЗ обеспечивает коррекционную направленность всего процесса обучения при его особой организации: пролонгированные сроки обучения, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, особое структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к формированию социальной компетенции.
АООП НОО обучающихся с ОВЗ (ЗПР) содержит требования к:
- структуре АООП НОО,
- условиям ее реализации,
- результатам освоения.
АООП НОО обучающихся с ОВЗ (ЗПР) содержит следующие разделы: целевой, содержательный и организационный.
АООП НОО обучающихся с ОВЗ (ЗПР) содержит:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;
- систему оценки достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения АООП НОО;
- программу формирования универсальных учебных действий;
- программу учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
- программу духовно-нравственного развития и воспитания;
- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- программу коррекционной работы; программу внеурочной деятельности; учебный план;
- систему условий реализации АООП НОО.
Реализация АООП НОО для детей с ОВЗ предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья. Сроки получения начального общего образования обучающимися с ОВЗ (ЗПР) могут быть пролонгированы с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития каждой категории обучающихся. Определение варианта АООП НОО обучающегося с ОВЗ (7.1.,7.2.,7.3.) осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в порядке, установленном законодательством РФ.
В процессе всего школьного обучения сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта программы на другой (основанием для этого является заключение ПМПК). Перевод обучающегося с ОВЗ с одного варианта АООП НОО на другой осуществляется на основании комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный учебный предмет в структуре АООП НОО обучающихся с ОВЗ не должна служить препятствием для выбора или продолжения освоения АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, поскольку у данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения, письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а также выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие освоению программы в полном объеме. При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО специалисты, осуществляющие его психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру Программы коррекционной работы соответствующим направлением работы. В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со сверстниками обучающийся с ЗПР направляется на комплексное обследование в ПМПК с целью выработки рекомендаций родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся и специалистам по его дальнейшему обучению и необходимости перевода на обучение по индивидуальному учебному плану с учетом его особенностей и образовательных потребностей (варианты 7.2. или 7.3).
Общий подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные результаты освоения АООП НОО обучающихся с ОВЗ, сохраняется в его традиционном виде. При этом, обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на уровне начального общего образования проводится с учетом возможных специфических трудностей ребенка с ОВЗ в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО обучающихся с ОВЗ делается на основании положительной индивидуальной динамики.
Разработка АООП НОО обучающихся с ОВЗ осуществлялась педагогическим коллективом Учреждения с привлечением родительской общественности Совета Учреждения.
Педагогическим коллективом Учреждения создана комфортная коррекционно-развивающая среда и жизненное пространство для разнообразной и разносторонней деятельности обучающихся, что способствует обеспечению комплекса условий психолого-медико-педагогического сопровождения индивидуального развития обучающихся с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными потребностями и возможностями.
Поставленные программой цели и задачи реализуются в начальной школе Учреждения через образовательную систему «Школа России», которая представляет собой развивающую личностно-ориентированную систему обучения и позволяет полностью реализовать требования к результатам обучения, предъявленные федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Полная версия Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (1.2Мб) |