• [вид школы из космоса]
  • [улица Гули Королевой]
  • [главный вход в школу]
  • [линейка в кадетском формировании]
  • [прием в кадеты]
  • [в компьютерном классе]
  • [военно-спортивная эстафета]
  • [первое сентября]
  • [благоустраиваем школьный двор]
  • [макет района нашей школы]
Эмблема кадетского формирования МБОУ ООШ № 12

Профилактика насилия

Профилактика насилия
над несовершеннолетними
в семье и на улице


Насилие над детьми… Это словосочетание вызывает огромное количество отрицательных эмоций, главная из которых – вполне оправданное негодование. При этом в нашем воображении предстаёт образ некоей маргинальной семьи, в которой ребёнка бьют, унижают, не проявляют о нём элементарной заботы. И это, конечно, верно. Как и утверждение, что все слоны серые. Но, также верно и то, что не всё, что серое – это слон. И в благополучных с виду, достаточно материально обеспеченных, семьях явления насилия над детьми – не редкость. По статистике – около 80% семей в нашей стране являются неблагополучными именно по этому признаку. И всё это потому, что насилие бывает весьма разнообразным и не всегда столь явным, как мы привыкли о нём думать.

Наше законодательство определяет жестокое обращение с детьми, как действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Принято подразделять жестокое обращение на: физическое, сексуальное и психическое насилие, а также на отсутствие заботы, т.е. пренебрежение основными потребностями ребенка.

Немного подробнее о каждом из вышеперечисленных видов жестокого обращения с несовершеннолетними.

Физическое насилие – это действия  со стороны родителей или других лиц (сверстников, старшеклассников, взрослых), в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

По каким признакам мы можем определить то, что ребёнок стал (или, что ещё хуже, систематически становится) жертвой физического насилия? Изменения в поведении: тики, сосание пальцев, раскачивание и иные неврозы навязчивых движений, задержка развития и малоподвижность, агрессия и тревожность. Ребенок может  необычайно  стесняться и не проявлять любопытства, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками. У жертвы физического насилия могут появиться страх физического контакта и боязнь идти домой, в школу.

Но существуют и признаки, которые трудно не заметить невооружённым взглядом. Если у ребёнка появились раны и синяки, на это уже стоит обратить внимание и узнать причину их возникновения. Случается, что следы насилия на теле ребёнка остаются в виде ожогов и даже укусов. Что касается ожогов, следует помнить, что топография их может быть различна, но чаще всего они расположены на стопах, кистях рук, груди или голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами.

Одним из последствий жестокого обращения может стать и «Синдром тряски ребенка». Он возникает,  когда взрослый,  схватив ребенка за плечи,  сильно трясет его взад и вперед; при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние или ушиб мозга. Признаками наличия синдрома могут стать: кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания; одновременно выявляются синяки на плечах и груди.

Если перечисленные повреждения носят систематический характер, появляются одновременно на разных частях тела или имеют особую форму (например, пряжки ремня, ладони, кулака и т.д.) нужно немедленно принимать соответствующие меры. Родителям и классным руководителям немедленно доложить о подобных фактах администрации школы, обратиться к врачу, полиции.

Психическое насилие – это однократное или хроническое воздействие на ребенка враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.
      
Оно может выражаться в обвинениях в адрес ребенка, в брани и криках. В  принижении его успехов, унижении его достоинства. В отвержении ребенка и  длительном  лишении его любви, нежности и заботы со стороны родителей. А это, согласитесь, характерно, как для асоциальных, так и для слишком занятых работой и карьерой родителей. И даже совершение в присутствии несовершеннолетнего насилия по отношению к супругу и другим детям или причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка также является психическим насилием.

Психическим насилием могут подвергаться дети и со стороны одноклассников – травля, намеренное унижение личности ребенка, в конечном счете, приводит к психологическому взрыву, уходу из дома, школы.

Подобные воздействия могут привести к  задержке в физическом и речевом развитии, импульсивности, взрывчатости, злости. Ребёнок может стать излишне уступчивым и податливым. Может страдать ночными кошмарами, нарушениями сна, страхами темноты, боязнью людей и их гнева. Также последствиями эмоциональной агрессии могут стать депрессии, печаль,  заторможенность, ощущения беспомощности и безнадежности, что может привести к  попыткам совершения самоубийства, на фоне потери смысла и цели в жизни.

Отсутствие заботы о детях, т.е. невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании и присмотре. Ребенок при этом фактически оказывается  брошенным, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды и условий для жилья.
                                                     
Подобное поведение родителей оказывает на ребёнка следующее влияние: он не растет, не набирает необходимого веса или теряет вес, устает, апатичен, имеет отклонения в поведении. Кроме того, ребёнок не имеет положенных в его возрасте прививок, нуждается в услугах зубного врача, отсутствие нормальных санитарно-гигиенических условий дома приводит к плохой гигиене  кожи вплоть до таких запущенных состояний, как педикулез или дистрофия. Здесь, конечно, огромную помощь оказывает медицинский персонал школы.

На подобное поведение частично может влиять безразличие к жизни ребенка со стороны одноклассников и классного руководителя. Как правило, таких детей «прибирает к рукам» улица со всеми отвратительными проявлениями – вовлечение в преступную деятельность, употребление алкоголя и наркотиков.

Также своеобразным индикатором подобной формы насилия является то, что ребёнок не ходит в школу, прогуливает уроки или, наоборот, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно.

Сексуальное насилие. Это одно из самых страшных видов насилия над несовершеннолетними. Им считается любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Признаками такого воздействия на ребёнка могут быть то, что он обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия. Может сексуально приставать к детям, подросткам и даже взрослым. Ребёнок может жаловаться на зуд, воспаление или боль в области гениталий, а также на другие виды физического нездоровья. И, конечно, самыми явными признаками совершения сексуального насилия являются наличие беременности или болезней, передающихся половым путём.
        
Что же делать, если были замечены признаки того, что ребёнок стал жертвой насилия?

Если насилие происходит в семье, классный руководитель и другие неравнодушные к жизни ребенка люди должны доложить о подобных фактах администрации школы, которая, в свою очередь, будет решать вопрос о направлении информации в правоохранительные органы — для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение с детьми и в органы опеки и попечительства - для  решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится. Если насилие происходит в кругу сверстников, педагоги и родители должны доложить о подобных фактах администрации школы, которая, в свою очередь, будет решать вопрос о встрече с родителями обидчиков для выяснения обстоятельства и привлечении их к ответственности за воспитание детей, а так же,  при необходимости,  направлении информации в правоохранительные органы.

Дальнейшее решение этих вопросов будет находиться уже не в компетенции школы. Но такие меры, как посильная помощь ребёнку и профилактические беседы с его родителями, вполне посильны в рамках коллектива образовательного учреждения.
        
И для этого необходимо знать каковы меры ответственности, предусмотренные нашим законодательством в отношении совершивших насилие над несовершеннолетними. Ответственность эта подразделяется на: административную, уголовную и гражданско-правовую.

Об административной ответственности нам говорит ст. 5.35 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».
«Неисполнение или ненадлежащие исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних» влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей.  Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
         
Уголовный кодекс РФ содержит ряд статьей, предусматривающих ответственность лиц за различные виды физического и сексуального насилия над детьми, а также  за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Это  ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 116 (побои), ст. 117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст. 132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); ст. 135. (развратные действия); ст. 125 (оставление в опасности); ст. 124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

В соответствии с гражданско-правовой ответственностью (семейным законодательством) жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для:  лишения родительских прав (ст. 69 СК РФ), ограничения родительских прав (ст. 73 СК РФ) или отобрания  ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью (ст. 77 СК РФ).
 

Полезные ссылки:
  • Телефоны муниципальной «горячей линии» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях: 2-70-47, 2-34-09, 6-08-38
  • Приемная уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области kemerov@rfdeti.ru
  • Приемная государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области glasko@list.ru
  • Приемная департамента образования и науки Кемеровской области recep@info.kem.ru
Для правильного отображения содержания сайта требуется включить поддержку javascript и cookie
[sitemap] sitemap.xml
© 2010—2017 МБОУ «ООШ № 12»
вопросы по работе сайта: mzksch12@yandex.ru:
652878, г.Междуреченск Кемеровской области, ул. Гули Королевой, д.11
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
Перейти к верху страницы
НАВЕРХ