Право на образование принадлежит всем детям
С 2015 года МБОУ ООШ №12 вошла в программу «Доступная среда», с этого момента началось внедрение инклюзивного образования.
- Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры МБОУ "ООШ № 12", утв. 30.11.2021 приказом № 395 от 23.11.2021 (8.1Мб)
- Реестр доступности значимых (приоритетных) для инвалидов инфраструктурных объектов, траснспортных средств общественного транспорта и транспортных маршрутов (0.4Мб)
- Положение об организации инклюзивного обучения на дому (0.3Мб)
- Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий (0.3Мб)
- Положение об организации инклюзивного образования (0.3Мб)
- Положение о школьном психолого-педагогическом консилиуме (0.3Мб)
Сегодня в образовательном учреждении проделана определенная работа, с и все мероприятия, проводимые в школе, направлены на организацию инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:
1. Повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию детей с ОВЗ, детей-инвалидов (обучились в 2023-2024 году по теме «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях» - 16 педагогов, в 2022 году в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования» - 2 педагога.
В течение 2023-2024 учебного года педагоги школы повышали свою квалификацию через посещение семинаров, тренингов, проводимых специалистами Центра ПМСС, участвовали в вебинарах.)
В настоящее время педагоги школы активно участвуют в постоянно действующем городском семинаре, занятия которого проводят квалифицированные специалисты Центра ПМСС «Ресурс».
Педагогами изучены нормативно-правовые документы.
2. Материально- техническое и организационное обеспечение. По данному направлению проведена большая подготовительная работа: оборудованы две туалетные комнаты для мальчиков и девочек, оборудована сенсорная комната, где обучающиеся с ОВЗ под наблюдением специалистов учатся самонаблюдению и расслаблению, формируют навыки конструктивного взаимодействия, развивают способности к самоконтролю над эмоциями и поведением.
3. Развитие форм интегрированного обучения. Создаются условия для взаимодействия, формирования внешних связей с учреждениями здравоохранения, образования, социальной защиты, объединяя и интегрируя усилия всех заинтересованных в успешном развитии ребенка с проблемами в развитии сторон. Для решения данной проблемы образовательное учреждение заключает договора с учреждениями здравоохранения, специалистами Центра ПМСС, социальной защиты (МКУ «Центр Семья», МКУ «Социально-реабилитационный центр», учреждениями дополнительного образования.
4. Создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов. В школе в оборудованных кабинетах специалистами проводятся занятия с обучающимися, имеющими отклонения в здоровье, в основном, это дети с ЗПР. Занятия направлены на развитие мелкой моторики, развитие психологических процессов: памяти, воли, воображения, координацию движения а также на социализацию обучающихся. Приобретенное оборудование помогает адаптироваться в школе. Данное направление способствует созданию единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности, обеспечению диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения, включению в работу детей с ОВЗ не только начальной школы, но и основной.
5. Создание толерантной среды. Этому мероприятию в учреждении уделяется особое внимание. С 2007 года в школе обучаются воспитанники Детского дома, поэтому классные часы направлены на толерантное отношение к людям, имеющим ограничения не только в здоровье, но и в умении общаться в социуме. Здесь большую помощь детям с ОВЗ и их родителям, педагогам оказывают специалисты учреждений дополнительного образования, социальной сферы, медицинских учреждений, культуры, включаясь в совместную деятельность (просмотр и обсуждение фильмов, оказание медицинской помощи, проведение консультаций, совместных мероприятий, праздников, направленных на преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей с ОВЗ в успешную деятельность).
Благодаря современному оборудованию, обучение детей с ОВЗ в 1-9 классах ведется по адаптированной программе. В школе созданы два класса коррекции для обучающихся по АООП (Вариант 7.2). Занятия ведут педагоги, прошедшие повышение квалификации по работе с данной категорией обучающихся, логопед, дефектолог, психолог, медицинский работник, социальный педагог.
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Специально оборудованные учебные кабинеты | Приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Учебные кабинеты, в которых обучаются инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, оборудованы:
|
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Оборудована сенсорная комната, где обучающиеся с ОВЗ под наблюдением специалистов учатся самонаблюдению и расслаблению, формируют навыки конструктивного взаимодействия, развивают способности к самоконтролю над эмоциями и поведением. Развитие форм интегрированного обучения. Создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов. С января 2016 года в оборудованных кабинетах специалистами проводятся занятия с обучающимися, имеющими отклонения в здоровье, в основном, это дети с ЗПР. Занятия направлены на развитие мелкой моторики, развитие психологических процессов: памяти, воли, воображения, координацию движения, а также на социализацию обучающихся. Приобретенное оборудование помогает адаптироваться в школе. Данное направление способствует созданию единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности, обеспечению диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения, включению в работу детей с ОВЗ не только начальной школы, но и основной. |
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Библиотека, приспособлена для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Спортивный зал предназначен для занятий обучающихся всех групп здоровья, за исключением тех, кому рекомендованы занятия адаптивной физической культурой (в том числе для проведения внеурочной деятельности). Спортивная площадка - многофункциональный игровой комплекс предназначен для занятий баскетболом, волейболом, футболом. Площадка оборудована турниками, брусьями, шведскими стенками, спортивными тренажерами. Спортивная площадка имеет прорезиненное покрытие, выполненное с использованием современных материалов и технологий. |
Средства обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Благодаря современному оборудованию обучение детей с ОВЗ ведется по адаптированной программе. Занятия ведут педагоги, прошедшие повышение квалификации по работе с данной категорией обучающихся, медицинский работник, социальный педагог, педагог-психолог, логопед. Средства обучения Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал) Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии) Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях) Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски) Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные) Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.) Тренажеры и спортивное оборудование. Средства воспитания Воспитательная работа ориентирована на совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребенка. Личностно-ориентированное обучение и воспитание играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путѐм овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития. Использование личностно–ориентированных технологий позволяет поставить в центр всей школьной воспитательной системы личность ребенка, обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия ее развития, реализовать ее природные потенциалы. Технологии личностной ориентации позволяют найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка, перестроить содержание образования, противопоставить авторитарному подходу к детям – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.
|
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации | Имеется переносной пандус. Кнопки вызова ассистента-помощника нет. Ведется медицинское обслуживание. Технические условия обеспечивают возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные кабинеты, столовую и учебные кабинеты в пределах 1 этажа. |
Специальные условия питания | Созданы специальные условия питания Столовая приспособлена для использования инвалидами и лиц с ОВЗ. |
Специальные условия охраны здоровья | Создаются условия для взаимодействия, формирования внешних связей с учреждениями здравоохранения, образования, социальной защиты, объединяя и интегрируя усилия всех заинтересованных в успешном развитии ребенка с проблемами в развитии сторон. Для решения данной проблемы образовательное учреждение заключает договора с учреждениями здравоохранения, специалистами Центра ПМСС, социальной защиты (МКУ «Центр Семья», МКУ «Социально-реабилитационный центр», учреждениями дополнительного образования. В школе имеются медицинский и процедурный кабинеты. |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Благодаря современному оборудованию обеспечен доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями. Все учебные кабинеты оснащены мультимедийной техникой – это или интерактивная доска, или проектор и экран. Во всех учебных кабинетах рабочие места учителя оборудованы компьютерной и множительной техникой. Все компьютеры имеют выход в Интернет. Все учителя и ученики пользуются Электронным Журналом и Дневником. Все ПК имеют доступ к ресурсам сети Интернет. |
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Благодаря современному оборудованию в школе обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к электронным образовательным ресурсам |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования | Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ нет. |
Сведения об обеспечении беспрепятственного доступа в общежитие, интернат: (при наличии): | Общежитие/интернат не предусмотрен(о) |
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: | Общежитие/интернат не предусмотрен(о) |
Список оборудования кабинета «Доступная среда» (0.1Мб)
Нормативные правовые акты в сфере обеспечения доступной среды для маломобильных групп населения и инвалидов
- Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 (ред. от 28.12.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"
- Приказ Рособрнадзора от 10.06.2019 N 796 "Об установлении процедуры, сроков проведения и показателей мониторинга системы образования Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2019 N 56043)
- Конвенция ООН о правах инвалидов
- Конституция РФ
- Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы"
- СП 59-13330-2012 (актуализированная редакция «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» 2016 г.)
- Федеральный закон N 419-ФЗ от 01.12.2014 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»
- Федеральный закон N 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
- СП 118.13330 «Общественные здания и сооружения»
- ГОСТ ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества»
- Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан»
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»
- ОДМ 218.4.005-2010 «Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах» (утв. Распоряжением Минтранса России от 24.06.2002 № ОС557-р)
- СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учётом доступности для маломобильных групп населения»
- СП 137.13330.2012 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»
- СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения»
- СП 140.13330.2012 «Городская среда. правила проектирования для маломобильных групп населения»
- СП 141.13330.2012 «Учреждения социального обслуживания маломобильных групп населения. Правила расчета и размещения»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июля 2015 г. № 527 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- СП 147.13330.2012 «Здания для учреждений социального обслуживания. Правила реконструкции»